Биеннале архитектуры в Москве: Экономичная идентичность

Экспозиция "Сложность" на Третьей биеннале архитектуры

Газета «Московские новости», 28 мая 2012, № 286 (286)
Третья Московская биеннале архитектуры скромно соседствует с выставкой сантехники

Темой третьей Московской биеннале архитектуры куратор Барт Голдхоорн выбрал «Идентичности». Тема в высшей степени абстрактная, что, впрочем, свойственно любой архитектурной или художественной биеннале.

Понятно, что с такой темой можно делать выставку про все что угодно, и ее наполнение зависит от текущей ситуации. Если раньше посетителей у входа в ЦДХ встречала какая-нибудь инсталляция, посвященная девелоперу-спонсору выставки, то теперь тут экспозиции, проповедующие ценности, не свойственные большинству наших застройщиков: экологичность, деликатность, человеческий масштаб. Скромная экспозиция (трава и фотографии) «Архфермы», нового пространства в Тульской области, где уживается творчество, природа и настоящая ферма. Рядом — стильная экспозиция премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «Архиwood». Конструкция, разработанная архитекторами Александром Купцовым и Сергеем Гикало, и сама вполне заслуживает премии.

В полутьме первого этажа можно было изучить идентичность российских архитекторов — кураторский проект Барта Голдхоорна. Он предложил архитекторам заняться самоидентификацией: представить их собственные текущие проекты, постройку ХХ века и работу иностранного архитектора. Результаты самоанализа расположили в виде горизонтальных стендов. Очень лаконично и экономично. Второй этаж встречал экспозицией «Дом. Автопортреты» кураторов Елены Гонсалес и Барта Голдхоорна. Выставка фотографий домов, построенных известными архитекторами известным людям, безусловно, отвечала теме «Идентичности», но уж очень напоминала развороты гламурных журналов. Опять же вполне экономично.

На третьем этаже ЦДХ расположилась одна из самых удачных экспозиций биеннале — трилогия «Сложность/Историзм/Простота». В качестве кураторов были приглашены три архитектора, которые сделали подборку работ российских и иностранных архитекторов на близкую им тему. Куратор проекта «Историзм» петербургский архитектор Максим Атаянц продемонстрировал, что классические традиции в архитектуре живы и вполне могут развиваться и сегодня. Хотя с историзмом у нас большие проблемы — вал постмодернистской (в плохом смысле) архитектуры последних 20 лет практически девальвировал это направление. Скромная экспозиция «Простоты» была подготовлена Кириллом Ассом, который пытается пропагандировать рациональное начало в архитектуре. Последняя часть этой своеобразной трилогии «Сложность» (куратор Левон Айрапетов) была сделана причудливее всего. Посетители перемещались по красно-черному лабиринту среди подвешенных конструкций, на внешней стороны которых были представлены проекты архитекторов, а на внутренней — «кухня» мастерских. Причем чтобы познакомится с кухней, посетителям необходимо было нагнуться и пройти под этими конструкциями. Этот аттракцион вполне ожидаемо получил диплом 1-й степени за лучшую архитектурную экспозицию биеннале.

Еще на биеннале можно было познакомиться с идентичностью в архитектуре стран Северной Европы, Швейцарии и Нижнего Новгорода, а также со множеством других экспозиций. Правда, с идентичностью самого события пока большие проблемы. То, что последние годы гордо именуется биеннале, раньше скромного именовалось некоммерческой программой выставки «Арх-Москва». Этаким интеллектуальным приложением к стендам производителей сантехники, света, мебели, отделочных материалов. Надо отдать должное устроителю «Арх-Москвы» компании «Экспопарк», которая за счет производителей сантехники и плитки занималась и занимается культуртрегерством. И, наверное, ничего страшного нет в том, что экспозиция народной премии «Дом года» располагалась напротив стенда с джакузи и девушками модельной внешности (одетыми, одетыми). Но проблема в том, что от некоммерческой части сантехническо-мебельной выставки ждут чего-то одного, а слово «биеннале» обязывает к чему-то другому. Прежде всего к авторскому высказыванию, которого на Московской биеннале архитектуры пока нет.

Tags:

Comments are closed.